В ходе выполнения проекта “Сценарный анализ влияния научно-технологического развития России на макроэкономическую ситуацию в долгосрочной перспективе” по Соглашению о предоставлении субсидии от 11 июля 2014 г. № 02.603.21.0003 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 1 в период с 11 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. выполнялись следующие работы:

  1. Анализ существующего российского и зарубежного опыта моделирования и прогнозирования влияния научно-технологического развития на социально-экономическое, а также обратного влияния - социально-экономического развития на научно-технологическое.
  2. Формирование перечня и характеристика ключевых глобальных и национальных вызовов и окон возможностей социально-экономического, научно-технологического и экологического характера на средне- и долгосрочную перспективу в интересах построения долгосрочных сценариев социально-экономического и научно-технологического развития российской экономики.
  3. Оценка макроэкономических рисков для развития российской экономики, обусловленных реализацией «больших вызовов» (в том числе научно-технологических «прорывов»).
  4. Оценка внутренних вызовов, в том числе для отдельных отраслей и секторов экономики.
  5. Анализ системы документов долгосрочного стратегического управления в России, систематизация зафиксированного в них запроса на научно-технологическое развитие (система приоритетов, этапы, ключевые механизмы, взаимная увязка).
  6. Формирование долгосрочных макроэкономических сценариев развития, включая их рамочные количественные параметры. Оценка роли и места технологического развития в рамках отдельных сценариев.
  7. Характеристика принципов создания, формирование схемы, оценка отдельных важнейших параметров малоразмерной модели долгосрочного влияния глобального социально-экономического и научно-технологического развития на параметры российской экономики.
  8. Подготовка статей по теме проекта.

    При этом были получены следующие результаты:

  1. Выделены типы проблем, освещаемых в литературе в отношении оценки, моделирования и прогнозирования взаимосвязи динамики социально-экономического и технологического развития. Рассмотрен российский и зарубежный опыт решения теоретических, методологических, измерительных проблем и проблем моделирования.
    Показано, что наиболее устойчивым к указанным типам проблем для целей долгосрочного прогнозирования остается подход экзогенно задаваемой динамики технологического развития. Связь от социально-экономического развития к технологическому целесообразно моделировать отдельно.
  2. Анализ глобальных вызовов показал, что события, которые могут произойти в средне- и долгосрочной перспективах, выступают следствием структурных сдвигов в ключевых сферах жизнедеятельности человека — социальной, экологической, экономической и технологической. Существенным фактором может стать возникновение событий-джокеров, ломающих или уничтожающих тренд и резко увеличивающий уровень неопределенности.
    В работе получили оценку потенциальные эффекты, которые ожидаются в результате формирования ответа на глобальные вызовы, включающего развитие перспективных научных направлений, разработку прорывных технологий и выпуск инновационной продукции.
    Окна возможностей позитивного встраивания в открывающиеся перспективы представляют собой технологические прорывы, о которых уже появились «слабые сигналы». Перечень этих проявившихся технологических трендов сформирован исходя из важности для России конкретных направлений научных исследований и разработок. Для удобства изучения тренды объединены в пять групп: наука и технологии, охрана жизнеспособности человека, охрана окружающей среды, энергетика и источники энергии, транспорт и космические системы.
  3. Применительно к развитию российской экономики и общества в целом выявлены несколько групп факторов, создающих риски в перспективном периоде:
  4. Выполнена оценка внутренних вызовов, в том числе для отдельных отраслей и секторов экономики.
    К числу важнейших вызовов и угроз отнесены (по значительной части вызовов и угроз получены количественные оценки их масштабов и влиянию на экономику):
  5. Проведен анализ фактического соответствия запроса на научно-технологическое развитие со стороны документов стратегического управления (в первую очередь, на основе государственных программ), - заложенным в Долгосрочный научно технологический прогноз (ДНТП) приоритетным направлениям научно-технологического развития.
  6. По итогам анализа получены экспертные оценки взаимной увязки запроса и перспективных технологий, выявлены «белые» пятна – технологии, развитие которых критически необходимо для решения стоящих социально-экономических задач, но не предусмотрено ДНТП. Особенно критично наличие «белых пятен» в высокотехнологичных отраслях – авиационной промышленности (в прогнозе отсутствуют технологии авионики) и судостроении (не представлены технологии производства двигателей для судов и радиоэлектронного оборудования). Кроме того, в рамках раздела рассмотрены основные механизмы поддержки научно-технологического развития.
  7. Построены три базовых сценария развития глобальной экономики:
  8. С помощью непараметрической оценки производственной функции (метод DEA) построена оценка мировой технологической границы для двух выборок стран за 1990-2010 гг. Выборка «ОЭСР-1990» сформирована из стран-членов ОЭСР на 1990 г. и России, выборка «Мир» включает сто крупнейших экономик мира. Оценки совокупной факторной производительности (СФП) и ее компонентов для обеих выборок качественно сходны. Оценена динамика компонента СФП – показателя глобальных производственных возможностей (технологической границы). Выделено влияние величины расходов на НИОКР в прошлом (более 10 лет) на динамику этого показателя в присутствии ряда контрольных переменных.
    Проведена количественная оценка влияния параметров научно-технологического развития (расходов на НИОКР) на социально-экономические параметры (компоненты совокупной факторной производительности) методом панельной регрессии с фиксированными эффектами. Согласно оценкам, увеличение интенсивности частных расходов на НИОКР на 1,0 % ВВП через пять лет увеличивает темпы прироста СФП на 1,2 проц. п. Увеличение интенсивности совокупных расходов на НИОКР на 1,0 % ВВП через пять лет увеличивает темп прироста СФП на 0,6-0,8 проц. п.
    Проведена оценка влияния социально-экономических параметров (ВВП, инвестиции в основной капитал, государственные расходы) на научно-технологические (частные и общие расходы на НИОКР) методом панельной регрессии с фиксированными эффектами. Согласно оценкам, увеличение темпа прироста государственных расходов всего на 1 проц. п. через год увеличивает темп прироста госрасходов на НИОКР на 0,0-0,2 проц. п.; увеличение темпа прироста на 1 проц. п. ВВП через год обеспечивает дополнительный темп прироста совокупных расходов на НИОКР на 0,6-0,7%; повышение темпа прироста инвестиций в основной капитал на 1 проц. п. через год увеличивает темп прироста частных расходов на НИОКР на 0,2 проц. п. Показано, что в модели динамики СФП с учетом совокупных расходов на НИОКР и в модели динамики совокупных расходов на НИОКР (обе – для выборки «Мир») разрыв фактических и модельных показателей экономики России (ошибка регрессии) по сравнению с другими странами наименьший.

В рамках работы по первому этапу проекта была подготовлена научная статья по теме НИР:  А. Апокин, Д. Белоусов, В. Сальников, И. Фролов. Долгосрочные социально-экономические вызовы для России как факторы спроса на новые технологии // Форсайт (статья направлена в редакцию).

17 сентября 2014 г. Руководитель данного проекта, руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Д.Р. Белоусов принял участие в круглом столе «Интеллектуальное общество, ориентированное на человека» в рамках ежегодной конференции «Fujitsu World Tour» (партнером данного круглого стола выступил журнал «Harvard Business Review — Россия»).

Полученные результаты соответствуют Техническому заданию и Плану-Графику выполнения работ.

Комиссия Минобрнауки России признала обязательства по Соглашению на отчетном этапе исполненными надлежащим образом.